Старые-добрые лодочные моторы «Ветерок»

Лодочные моторы «Ветерок» имеют не очень большой модельный ряд, в отличие от двигателей импортного производства. Тому есть вполне реальное оправдание, ведь эти двигатели начали выпускать еще в 1964 году, но особо не старались проектировать принципиально новые модели, меняя только мощность двигателя.

И до 2008 года в производстве было только несколько моделей, а далее разработки вовсе прекратились по той причине, что отечественному лодочному моторостроению было сложно угнаться за развивающейся промышленностью развитых стран Европы, Азии и Америки. Слишком стремительно развивался рынок, и особого прорыва в технологиях внутри страны явно не наблюдалось.

Модели лодочных моторов «Ветерок»

Большими сериями выпускались модели двигателей: «Ветерок-8», «Ветерок-9,9», «Ветерок-12». Цифра после названия модели означала мощность двигателя в лошадиных силах. Причем эта мощность замерялась не на винте, а на коленвале. А реальная мощность на винте была несколько меньше. Кроме этого было бы правильно рассматривать «Ветерок-9,9» и «Ветерок-12», как один и тот же двигатель. Причем прототипом был «Ветерок-12». А дальше по пути снижения мощности мотора получили «Ветерок-9,9».

Кроме этого небольшими сериями производитель выпускал модифицированные модели «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У». Отличие этих моделей от своих прототипов было в наличии удлиненного дейдвуда. Эти же модели выпускались и с усиленным редуктором. Выпускалась мелкой серией и модель с 15-сильным двигателем.

Существовали еще несколько партий моторов с большей мощностью, рассчитанных на узкий круг потребителей, в частности спортсменов-водомоторников.

Что собой представляют лодочные моторы «Ветерок»?

При компоновке лодочного мотора «Ветерок» используется традиционная схема для двухтактных, двухцилиндровых двигателей - вертикальная. Ничего нового разработчики «Ветерка» в лодочное моторостроение не внесли. Все технические решения, которые использовались при проектировании и производстве, используются у других производителей лодочных моторов, как отечественных, так и зарубежных.

Продувка мотора основана на дефлекторном методе. Всасывание топливной смеси происходит через автоматические клапаны лепесткового типа. Основание двигателя состоит из нескольких частей: картера туннельного вида, крышки картера и блока цилиндров. Собранные в один узел детали подвергнуты механической обработке все вместе. Поэтому отсутствует возможность замены одной из деталей. Если придется менять, то это нужно будет делать скомплектованным узлом. В картере и блоке цилиндров сделаны специальные каналы, по которым циркулирует вода.

Отдельно стоит сказать о поршнях двигателя и о некоторых их недостатках. На поршнях, которые сделаны из алюминиевого сплава, имеются проточки под три кольца. Но при этом кольца расположены таким образом, что вертикальная ось замков колец совпадает. В результате этого возможен прорыв газов через щели замков, которые расположены на одной линии. Поршни работают в чугунных гильзах, которые запрессованы в блок цилиндров. В случае с мотором «Ветерок» разработчики явно перемудрили с расположением замков компрессионных колец.

На шатуне стоят в старых моделях двигателя втулки из бронзы. В более новых моделях втулки были заменены на подшипники игольчатого типа. Головка блока цилиндров и блок цилиндров соединяются между собой шпильками. Между двумя этими деталями находится прокладка из металло-асбеста.

Система зажигания по мере совершенствования перешла от системы контактного типа к электронной системе, основанной на использовании тиристоров. Бесконтактная система зажигания более надежная и не так чувствительна к заливке водой и окислению контактов. С контактной системой выпускались только ранние модели моторов «Ветерок».

Охлаждение мотора «Ветерок» происходит принудительно за счет работы помпы с резиновой крыльчаткой. Кстати, этот узел вызывает достаточное количество нареканий у пользователей двигателя. Материалом корпуса помпы был алюминий, который достаточно быстро стирался под воздействием крыльчатки, и помпа переставала подавать воду для охлаждения. В более поздних моделях стали устанавливать втулку из нержавеющей стали, которая предотвращала износ мягкого алюминия.

Выхлопные газы идут через дейдвуд и поступают в воду. Перед тем как отработанные газы выбрасываются, они охлаждаются за счет системы охлаждения. Тем самым предотвращается перегрев дейдвудной трубы.

У двигателя есть муфта сцепления, которая разделяет силовой вал двигателя и вал редуктора. Редуктор мотора «Ветерок» одноступенчатый, конический и не имеет реверса. Муфта сцепления управляется при помощи троса, который проходит через дейдвуд двигателя. Муфта нужна для того, чтобы отключать редуктор и винт мотора в момент запуска. У более поздних моделей двигателя «Ветерок» появился редуктор с возможностью реверса.

Старые лодочные моторы «Ветерок» оснащались двухлопастными винтами. Впоследствии стали использоваться винты на три лопасти. В месте соединения выходного вала редуктора и винта установлен штифт, который срезается, если винт наталкивается под водой на серьезное препятствие. Таким образом, осуществляется защита всех механизмов двигателя от поломок.

Недостатки лодочного мотора «Ветерок»

- Пользователей не совсем удовлетворяет, применяемая система дефлекторной продувки мотора. Такая система не способствует уменьшению расхода топлива.

- Не на всех моделях используется редуктор с возможностью реверса. Это значительно усложняет маневрирование.

- На некоторых моделях «Ветерков» отсутствует кнопка аварийного выключения зажигания.

- У системы охлаждения отсутствует термостат, который бы контролировал оптимальную температуру работающего двигателя.

- Система крепления винта не стандартная, поэтому невозможно установить на лодочные моторы «Ветерок» винты иностранного производства, как и подобрать другой винт под определенные условия.

- На старых моделях двигателя стояла неудачная модель карбюратора, поэтому был возможен перелив топлива из карбюратора. kazinoonlayn.com.ua


670da6ef9fda8e97dc61e0a27c98aa7a